Вернёмся к раззяве-Даше и её украденному кошельку. Коротенько напомню: по дороге в метро Даша смотрела сериал на телефоне, а не на свою сумочку. Приехав на работу, она не обнаружила в ней кошелька и не смогла вовремя отдать долг коллеге Вике.

Если Вы этого ещё не сделали,
то решите сейчас, насколько Даша виновата в случившемся, и насколько сердита на неё должна быть Вика.
А изменится ли (и насколько) Ваша оценка если Вы решите погуглить и узнаете, что:
За первую половину 2019 года зарегистрировано 627 краж в метро (https://www.m24.ru/news/transport/19082019/86828).

В 2018 году Московское метро перевезло 2 500 000 000 пассажиров (два с половиной миллиарда!). Это 6 850 000 пассажиров в день. В среднем 47 пассажиров в вагоне (https://mosmetro.ru/press/digits/).

И для простоты предположите, что ситуация в 2018 и 2019 годах была примерно одинаковая и равномерная в течение года.

Скорее всего (хотя и не обязательно), Вы несколько смягчили критику в адрес Дашиного ротозейства, но по-прежнему считаете, что её собственная небрежность значительно способствовала пропаже кошелька. Нет, ну в самом деле! Не следить за своими вещами в метро! В час-пик! Это же надо!
А теперь давайте попробуем выйти из привычной и комфортной зоны стереотипов и общепринятых мнений в неинтуитивную и поэтому страшную зону вероятностей. То есть, туда, где мы, на самом деле, находимся, но большую часть времени не осознаём.
Большинство юристов обходятся без психологического аудита
Те немногие, кто предлагают эту услугу своим клиентам, поступают более ответственно
Давайте посчитаем
627 краж за полгода - это в среднем 3,5 кражи в день. Даже если только одна из 10 краж попадает в сводки, это не более 35 краж в день. Допустим даже, что их совершают 35 разных воров. Из 6 850 000 пассажиров в день это примерно 1 вор на 200 000 пассажиров! Допустим даже, что в Дашином вагоне было не 47, а 300 человек, раз уж она ехала на работу и, вероятно, в час-пик. Получается 1 вор на почти 700 плотно набитых вагонов.

То есть, вероятность того, что в Дашином вагоне ВООБЩЕ ехал вор, мизерная. Кроме того, он ещё должен был решить совершить преступление именно сейчас и выбрать Дашу из трёхсот пассажиров! Конечно, невнимательность повышает шансы быть обокраденным. Но 1 вор на 700 вагонов! Да Даша могла без переживаний оставить сумку на полу в другом конце вагона, а потом забрать!
Зная это, оставите Вы свои вещи без присмотра?
Я - нет. Хотя и знаю, что перестраховываюсь. Причина - стереотипы и неприятие убытков (расскажу в следующих заметках).
Почему это важно? Потому что в спорах об ответственности неизбежно встаёт вопрос вины и той степени, в которой она способствовала возникновению ущерба. Только что в нескольких абзацах мы (надеюсь) пришли от мнения «Конечно её обокрали! Чего она ожидала, спустив хоть на мгновение глаза с сумки в час-пик в метро? Даша должна была это предвидеть, и Вика справедливо сердится» к «Учитывая мизерную вероятность кражи, не так уж Даша и виновата, что уткнулась в телефон. Невозможно было предвидеть, что кошелёк украдут».
Мораль?
Сторона, доказывающая, что произошедшее было маловероятно и непредвиденно, находится в заведомо неблагоприятном положении. Даже сейчас и даже мне кажется, что Даша поступила легкомысленно. Статистика отчасти помогла, но полностью вопрос не решила. Как ещё его можно решить - далее. Вот ведь какая богатая на обещания продолжений заметка получилась!