Казнить нельзя помиловать
Итак, что же такое можно сделать с обёрткой, чтобы изменился вкус конфеты? Тут я сразу оговорюсь: поскольку невозможно два раза попробовать конкретную конфету ВПЕРВЫЕ, один и тот же человек не может свидетельствовать об изменении вкуса в зависимости от обёртки при ПЕРВОМ знакомстве с предметом. Для этого понадобилась бы машина времени.
Без машины времени можно, впрочем, обойтись, если использовать большой объём данных о реакциях многих и многих людей на конфеты в разных обёртках. То есть, задействовать метод эксперимента. Таким образом можно измерить среднюю температуру по больнице и понять общие тенденции. Собственно, именно таким способом учёные и узнали об одном любопытном эффекте. Но обо всём по порядку.
В чём же сила фантика? Фантик - это первое, что мы видим при знакомстве с конфетой. Расхожее выражение "есть только один шанс произвести первое впечатление" на удивление
верно описывает ситуацию.
Хотим мы этого или нет,
вид фантика формирует
некоторые представления и, соответственно, ожидания
в отношении конфеты. Скорее всего, неосознанные или не полностью осознанные.
Но ими можно попробовать воспользоваться. Прочитайте, пожалуйста, фразу:
Казнить нельзя помиловать
Где Вы поставили запятую? Есть некоторый шанс, и он выше, чем пятьдесят на пятьдесят, что после слова "казнить". Почему я так думаю? Потому что первым, что Вы увидели, начав читать эту историю, был топор, воткнутый в напоминающий плаху пень. При этом, эффект оказался довольно устойчивым: Вы дочитали аж досюда, может быть, уже и думать забыли про топор, а он поступил, как то висящее в первом акте на стене ружьё...
а теперь ещё разок
Казнить нельзя помиловать
Лично я, когда вижу эту фразу на этом фоне, просто не могу поставить запятую после "нельзя" - слова начинают звучать фальшиво и не вызывают доверия. Хочется самого себя переспросить: "Точно нельзя? Может, всё-таки, можно? Хотя бы совсем чуть-чуточку?" Чтобы исправить ситуацию, приходится пораскинуть мозгами и представить себе, например, как раздосадованный палач в сердцах втыкает топор в пень и нога за ногу плетётся в ближайший кабак.
То, о чём Вы только что прочитали, а некоторые даже испытали на себе, называется эффектом прайминга (да простят мне блюстители чистоты языка это заморское слово!). Резюмируя, суть его в следующем: человека можно подтолкнуть к тому или иному ответу, ненавязчиво продемонстрировав что-то с ним ассоциирующееся. Это может быть изображение, текст, звук, что угодно.
Конечно, гарантировать одинаковый для всех результат было бы самонадеянно. У кого-то могут уже иметься в голове чёткие установки по конкретному вопросу, перешибить которые не так-то просто. Кто-то истолкует Ваш прайм не так, как Вы. Да и вообще мало ли... Всем нам доводилось получать неожиданные решения по стопроцентным, казалось бы, делам. Когда речь идёт о решении другого человека, гарантировать результат вообще никто не может. Но почему бы не добавить себе убедительности?