В промежутке между лекциями
Я захотел проверить, есть ли от них немедленная осязаемая польза
Нет, ну а что? Я стараюсь, рассказываю людям всякие интересные (ага, за меня голосуют ногами) штуки. Надо же узнать, они только интересные эти штуки или полезные тоже. Мои слушатели были настолько добры, что согласились поучаствовать в десятиминутном пилотном исследовании.

Дело ещё и в том, что на предыдущей лекции коллеги поразили моё воображение, успешно избежав многих коварных ловушек, и я захотел проверить, сделают ли полученные знания их мышление более критическим в неочевидных ситуациях и без предварительного разбора аналогичных по сути задач.

Эксперимент состоял из семи вопросов, взятых не с потолка, а из прежних исследований с тем, чтобы можно было сравнить с результатами людей неподготовленных. И почти половина всех вопросов (3 штуки) была взята из дополнения к тесту когнитивной рефлексии (я выкинул один, подразумевающий слишком сложные (субъективно для меня) вычисления).
И-и-и ... та-рам-пам-пам! Довольно интересно получилось: в оригинальном исследовании с дополнением к тесту когнитивной рефлексии респонденты в среднем отвечали почти на 1 из 4 вопросов (1/4). В нашем же случае среднее количество правильных ответов для людей, слушавших (живьём, а не в записи) соответствующую лекцию, составило 1.33 (почти половина). Однако рано радуетесь: самого коварного вопроса там не было, да и существенной разницы с теми, кто моих лекций не слушал, тоже не вышло.

То есть, получилось, конечно, интересно, но надо переделывать: ни о каком нормальном статистическом анализе с таким небольшим числом респондентов не может быть и речи.

Ах да, чтобы решить тест когнитивной рефлексии нужно вовремя сказать себе "стоп", взять карандаш и посчитать вместо того, чтобы дать интуитивный (и, что характерно, неправильный) ответ на вопрос.
В вопросах про синее/зелёное такси и юриста/инженера подвох был в том, что базовые вероятности (85 против 15 и 995 против 5) перекрывались какой-то другой оценкой. Что характерно, эта другая оценка даже близко не может иметь такое влияние на решение, как базовая вероятность, но обычно имеет.

Тут я получил много правильных ответов, причём, те, кто на лекции ходил, справились больше, чем в половине случаев (примерно полтора правильных ответа на человека), в то время как у остальных - только по одному правильному ответу.

Опять же, нормальный анализ данных сделать никак нельзя: мало участников.
Что касается китов, лепестков и роз, то сложность заключалась в том, что имеющиеся у нас знания (киты не ходят, а розы - цветы) мешают сделать непредвзятый вывод о формальной правильности силлогизма. Ещё один пример мощи стереотипов.

Тут тоже всё неоднозначно. Общий результат получился лучше (намного лучше!), чем "средняя температура по больнице", но вот разницы между посещавшими и не посещавшими лекции почти что нет.
В-общем и целом, можно считать, что пилотное исследование удалось. Да, в эту сторону стоит копать. Да, вероятно, с когнитивными стилями можно в какой-то мере что-то сделать, если действовать достаточно последовательно.


Ну а для полноценного исследования мне катастрофически не хватает доступа к паре сотен готовых с пользой инвестировать своё время человек.