Ну и как же так получается, что наше собственное мышление шутит с нами такие шутки? Ведь мы такие умные: семь раз отмерили; с друзьями и, чем чёрт не шутит, профильными специалистами посоветовались; даже бумажку на "за" и "против" разграфили и честно заполнили. А тут приходит некто и говорит, что слону это дробина, а мёртвому - припарки, пропитанные каплей из моря (квантовая неопределённость, однако!).
Вот ведь как удобно было до 1950х, когда мейнстримом в психологии был бихевиоризм, и все жили счастливо под девизом: "Кого угодно можно научить чему угодно!". И внутрь головы нашей никто не лез мыслительные процессы смотреть: там, дескать, закрыто, а если открыть, то эти самые процессы сразу куда-то деваются, и смотреть становится нечего.
А потом случилась самая славная (вообще без войны обошлось, даже в Ирландии) революция в истории, которая повсеместно изменила правила игры сильнее любого государственного переворота. Называется "Когнитивная".
Что мне особенно мило в научных революциях - это что никого не убивают. Революционеры ласково говорят старому режиму: "Мы у вас всему научились, спасибо! Теперь можете и вы поучиться у нас немножко. Мы все тут - всего лишь карлики, стоящие на плечах гигантов".
В-общем, так оно было или кого-то, всё-таки, по-тихому задушили проводами от электроэнцефалографа, а бихевиоризм своё влияние в значительной мере утратил, и взошла звезда когнитивной психологии. И осветила эта звезда загадку человеческого разума совсем с другого ракурса.
Оказалось, что истина встречается не только в вине, но и в глазах смотрящего. И в глазах смотрящего - чаще, чем в вине. Буквально каждый раз. Можно сказать, что там у истины дом родной, и в вине она бывает только когда хочет поплавать.
Короче говоря, восприятие признали не просто реальностью, а единственной реальностью. И добавили, что мол реальность она для всех, очень даже может быть, что и разная. И стали, всё-таки, пытаться хотя бы косвенно взглянуть на внутричерепные шестерёнки, потому что уверовали, что то, как они сопрягаются - и есть самый главный вопрос жизни, вселенной и вообще.
А теперь вернёмся к судьям, которые тоже люди. Казнить нельзя помиловать. Вы, когда эту фразу читали, всё ведь равно куда-то да поставили запятую интонацией, не как девушка из навигатора оттарабанили? А кто-то другой в другом месте поставил. А почему? А можно ли предсказать, кто куда поставит? А ненавязчиво поспособствовать тому или иному варианту? А можно!