История пятнадцатая. От теории к практике: собираем фрагмент паззла.
Итак, что же у нас осталось? Ах да, стереотипы.
Метро просто кишит стереотипами. Метро - это подземелье: не знаю, как кого, а меня в детстве особо предостерегали против подвалов, да и в разных книжках и фильмах самое страшное часто происходит под землёй. Метро - это место, где можно увидеть разных маргинальных личностей (а ведь всё, что выбивается из общего фона, привлекает внимание и лучше запоминается). В метро мы часто сталкиваемся с хамством (наверное, часто вынужденным: ездим-то мы в час-пик). Метро - это транспорт, на котором мы постоянно видим пусть мелкие, но нарушения порядка: от прыжков через турникеты до неправильного пользования эскалатором и попрошайничества. Наконец, чуть ли не в каждую поездку мы испытываем негативные эмоции вообще по другому поводу, да зато регулярно: не выспался, опять на работу, начальство ругается… В-общем, целый букет и всё в одном флаконе. Неудивительно, что для многих метро - неприятное место. А чего ждать от неприятного места как не неприятностей?
Как знакомые всем недостатки метро влияют на вероятность кражи? Да почти никак! «Почти» - потому что теорию разбитых окон никто не отменял. А вот у пользователей складывается впечатление как об опасном месте, где не то что сумку обчистить, а расчленить и сожрать без соли могут. Могут, наверное. Но чаще такие вещи проворачивают в умиротворяющей обстановке парков, где общее благолепие, наоборот, заставляет забыть об осторожности.

Преодолевать стереотипы очень сложно, особенно трудно пытаться преодолевать чужие стереотипы, если их хозяин в преодолении не заинтересован. Однако попробовать можно. Например, описав конкретную ситуацию, не соответствующую стереотипу, или подменив вредный для Вашей позиции стереотип полезным.
Время болтовни прошло
Настало время действовать!
Поможем Даше найти преодолеть ошибку взгляда из будущего, стереотипы и избегание убытков в рассерженной не отданным вовремя долгом Вике.
Не подкреплённая знаниями психологии реплика выглядела бы как-то так: «Ну не виновата я, ну украли же! Я сама жертва. Отдам позже. И, вообще, ты только о себе думаешь, а мне-то каково!».

А вот вооружённая знаниями из предыдущих историй Даша могла бы сказать следующее: «Прости (признание права Вики сердиться). Завтра отдам (рефрейминг текущей потери в будущую прибыль с конкретикой). Никогда ни у меня, ни у знакомых ничего не крали, и как раз это нормально! Я в шоке: кража - это такая дикость! (описание стандартной ситуации: избегание ошибки взгляда из будущего). В вагоне такой приличный народ ехал: все в костюмах и при портфелях, кто бы мог подумать! (отход от стереотипа метро как собрания маргиналов и одновременно введение другого стереотипа - офисной обстановки, в которой воровать кошельки не принято)»
В условиях переговоров или судебного разбирательства доводы можно излагать более пространно и возможно (вознужно!) привести доказательства. Рефреймя потерю как будущий доход, можно сослаться на дороговизну судебного разбирательства и выгоду мирного разрешения: лучше немного подождать и гарантированно получить свои деньги, сохранить и упрочить отношения, чем ввязываться в долгий и дорогостоящий процесс, который неизвестно ещё как повернётся. В борьбе с ошибкой взгляда из будущего можно воспользоваться статистикой, доказывающей, что кража - это редкое явление. Со стереотипами сложнее, но если можно доказать, что ситуация, вопреки первому впечатлению, стереотипичной не была, это надо сделать (ну, например, показать селфи из вагона в окружении офисного люда).
Психология и правовая позиция - взаимопроникающие вещи. Знание психологии может подсказать, на какие детали делать особый упор и как изложить позицию так, чтобы эффект убеждения был максимальным.