Неприятие убытков
Я ранее обещал рассказать про этот феномен, вот, рассказываю
Давайте сначала представим такую ситуацию: я подхожу к Вам и предлагаю подбросить монетку, если выпадет орёл, я плачу Вам 100 долларов, если решка - мы грустно, но вежливо прощаемся до следующих встреч. Вы согласитесь играть? Полагаю, что да.

А если за выпавшую решку уже ВЫ должны мне сотню, а за орла никто никому ничего не платит? Будете играть? Думаю, что нет.
Пока всё просто и даже банально: все любят выигрывать и не любят проигрывать.
Но давайте немножко усложним условия.
Сколько Вы готовы заплатить за право сыграть в первую игру (когда Вы можете выиграть $100, не рискуя ничем)? Шанс, сами понимаете, 50/50 - или орёл или решка. Если бы был аукцион за право участвовать, какая была бы Ваша лучшая ставка?

А теперь ко второй игре (где можно, в лучшем случае, уйти ни c чем, а худшем - расстаться со $100). Допустим, не я, конечно, а другой - злой и нехороший - человек под страхом чего-нибудь заставляет Вас играть, но предлагает возможность откупиться. Сколько Вы готовы заплатить за право НЕ играть?
Решили что-нибудь? Отлично! А теперь давайте посчитаем.
В первом случае Вы с равной вероятностью выигрываете $100 или $0. ($100 х 50) + ($0 х 50) = $50 + $0 = $50. Это значит, что при достаточно большом количестве повторений Вы, в среднем, выигрываете $50 каждый раз. Это называется математическим ожиданием. Аналогично, во второй игре математическое ожидание равно минус $50.

Конечно, Вы, по-прежнему, каждый раз выигрываете либо $100 либо $0 и проигрываете либо $100 либо $0. Но держите в голове, что, на самом деле, в первом случае Вы каждый раз выигрываете $50, а во втором - каждый раз проигрываете $50.
И в первом и во втором случае платить за право участия или за право отказаться больше $50 нерационально. Если Вы выигрываете $50 каждую игру, то смысл каждый раз платить за это хотя бы $51? А если каждый раз проигрываете $50, то зачем отдавать ещё больше без игры? Строго говоря, если Вы хотите, чтобы в ставке был хоть какой-то смысл, то не поднимете её выше $49.99.
А теперь давайте вспомним, сколько Вы изначально собирались заплатить в первом и втором случае. Держу пари, что большинство предложило большую ставку за право не рисковать потерей $100, чем за шанс выиграть $100.

А всё дело в неприятии убытков! По идее, эмоции от приобретения и потери $100 должны быть одинаковой силы (хотя и с разными знаками). Но в действительности всё не так, как на самом деле, и расстройство от потери сотни баксов ощутимо сильнее, чем удовольствие от их приобретения. Насколько?
А вот Вы сами скажите. Что если я предложу сыграть в тот же бросок монетки, но так, чтобы можно было с равной вероятностью и выиграть и проиграть? Проигрываете - платите мне $100. Каким должен быть лежащий на другой чаше весов выигрыш, чтобы Вы согласились играть?

Большинство людей называют суммы в диапазоне от 150 до 250 долларов! Психологическая ценность выигрыша в полтора-два с половиной раза ниже, чем психологическая цена проигрыша!
К чему я это всё? Во-первых, раньше обещал. Во-вторых, это важная часть Теории перспектив, а о ней мы ещё поговорим. В-третьих, неприятие убытков может иметь непосредственное влияние на судебные решения. Почему реальный ущерб отсудить легче, чем упущенную выгоду? … Вот то-то!